Что мы видим на этой картинке?

Настоящий учёный может по любому, даже самом ничтожному поводу написать статью. Смотрите, как я это делаю.
Время от времени я нахожу в сети картинки, которые когда-нибудь могут мне для чего-то пригодиться, перетаскиваю их на десктоп и забываю о них. Иногда пытаюсь разобраться в этой куче, и мне там встречаются интересные находки.

Вот, например, отличное цветное фото неизвестного интерьера, сохранённое на моём компьютере в 2018 году. При каких обстоятельствах и зачем я его сохранил, я, конечно, уже не помню. Блиц-исследование показало, что это фото было опубликовано в книге «Design for modern living», изданной в Нью-Йорке в 1962 году, издательство Abrams, авторы — Герд и Урсула Хатье (Hatje).

Герд Хатье жил в Западной Германии и был владельцем крупного издательства, которое с 1950-х годов специализировалось на книгах по искусству и архитектуре. Оказывается, он их не только издавал, но иногда успевал и писать. Предполагаю, что книга «Design for modern living» была сначала опубликована в ФРГ его издательством, а уже потом в переводе в Америке (между Hatje и Abrams был договор о сотрудничестве).

Тот скан, который я сохранил у себя, сейчас поисковики найти не могут. Находят другой, обрезанный по краям и опубликованный вместе с некоторым другими иллюстрациями из «Design for modern living» на etsy в объявлении о продаже книги. Некоторые из иллюстраций явно имеют американское происхождение (на одной из них — комната, целиком обставленная мебелью американской марки Knoll, на другой — интерьер, в котором я неуверенно угадываю гостиную McCormick House Миса ван дер Роэ). Другие интерьеры на фотографиях больше похожи на германские.

Интересующее нас фото опубликовано на 143-й странице издания. На соседней, 142-й странице — снимок того же интерьера в другом ракурсе. Подписей под иллюстрациями нет. Качество доступного мне скана позволяет понять, что в тексте на с. 142 и 143 речь идёт об этом интерьере (можно разглядеть ссылки на иллюстрации), но ни автор, ни заказчик не упоминаются.
Тот самый скан.
Файл, сохранённый у меня — не обязательно скан из книги Хатье. Вполне возможно, фото публиковалось в разных изданиях. Но это безусловно — скан со страницы, а не с плёнки: рыхлую текстуру, которую даёт цветная растровая печать, ни с чем не спутаешь.

Такой же снимок, только чёрно-белый, опубликован в 2010 году на сайте baunetz в анонсе круглого стола в берлинском Веркбундархиве, посвящённого архитектору и дизайнеру Герберту Хирхе. Подписи там тоже нет, но вообще на снимке легко угадываются кресла, которые Герберт Хирхе спроектировал в 1953 году для своего дома. Косвенных доказательств достаточно, чтобы предположить, что Хирхе — автор всего интерьера, а не только кресел в нём. Но что это за интерьер?

А вдруг это и есть тот самый собственный дом, для которого он спроектировал кресла?.. а вот да! Какие-то полчаса в гугле — и обнаруживается целая докторская диссертация под названием Herbert Hirche – Ein Protagonist der deutschen Nachkriegsmoderne (2017, автор Nicola von Albrecht, защищался в Universität der Künste Berlin), где на с. 372 я обнаруживаю фото знакомого интерьера (снятое с другой точки и на этот раз отсканированное со слайда), подписанное: «Wohnung Hirche Stuttgart, 1950er Jahre». Следствие закончено, дело закрыто.

Раз уж зашла речь о Герберте Хирхе, дизайнере, которого я давно знаю и люблю, надо и читателя с ним познакомить. Подробный текст о нём, написанный около десяти лет назад по горячим следам круглого стола в Веркбундархиве, называется «A minor master of modernism», что не вполне справедливо. Это была важная фигура. В начале 1930-х Герберт Хирхе учился в Баухаузе у Миса ван дер Роэ, потом работал в его бюро, а потом ещё работал у Эгона Айермана и Ханса Шаруна. С середины 1940-х до середины 1950-х он оформил больше десяти крупных выставок в разных городах Германии. Хирхе долго преподавал в Штутгартской академии художеств, где был профессором интерьерного и мебельного дизайна. В 1950-е — 1970-е годы он проектировал мебель и интерьерное оборудование для нескольких крупных производителей. Между прочим, и для Braun; в создании знаменитого «браунстиля» есть большая доля его участия. А то всё Дитер Рамс, Дитер Рамс… В начале XXI века некоторые модели Хирхе вновь стала выпускать фирма Richard Lampert. Герберт Хирхе ушёл из жизни в 2002 году и успел застать перевыпуск своего дебютного кресла, которое Richard Lampert производит с 2000-го.
Made on
Tilda