Модернистский дизайн 1920-х — 1930-х годов

Курс из 7 лекций в записи
Первые десятилетия модернизма в фундаментальном курсе Артёма Дежурко: как зарождался, развивался и трансформировался главный стиль XX века.
Как организован курс
Универсальное видео-пособие с богатой подборкой иллюстраций, тестами и дополнительными материалами для изучения.
  • 7 видеозаписей лекций, доступных для просмотра в вашем личном кабинете — в любое время без ограничений.
  • Короткие, ёмкие лекции по 30-40 минут. Чётко структурированная информация, грамотное и понятное изложение, наглядные иллюстрации.
  • Опция просмотра с субтитрами.
  • Удобный плейлист по темам.
  • Тест по каждой лекции.
  • Подборка материалов для самостоятельного изучения.
  • Обратная связь по любому вопросу, касающемуся курса.
Для кого этот курс?
Как настоящий энтузиаст своего дела я верю, что история дизайна нужна всем, но давайте всё-таки конкретизируем!
  • Старшеклассникам, абитуриентам и студентам
    • поможет впечатлить экзаментаторов во время поступления;
    • станет источником информации для студенческих работ;
    • даст более глубокое понимание истории искусства, дизайна и архитектуры XX века.
  • Продавцам антиквариата и винтажа, коллекционного дизайна
    • познакомит с важнейшими предметами дизайна XX века;
    • научит рассказывать покупателям захватывающие истории о них.
  • Кураторам и арт-менеджерам
    • повысит экспертность и насмотренность;
    • позволит глубже взглянуть на историю предметного дизайна и ее взаимосвязи с другими сферами культуры
  • Дизайнерам интерьера и предметным дизайнерам
    • познакомит с методами, которыми пользовались дизайнеры-модернисты;
    • даст представление о техниках и материалах, которые вошли в обиход в ту эпоху;
    • обеспечит множество вдохновляющих идей для оформления интерьера.
О курсе
Этот курс — результат десяти лет работы над методикой подачи материала, которую я оттачивал, преподавая в разных вузах. Я понял, что недостаточно просто выложить перед слушателями хронологию событий и дать биографические справки. Рассказ о дизайнерах-модернистах, перевернувших представление о том, как может быть устроен дом и быт, — это прежде всего история о людях — смелых и оригинальных, а в чем-то наивных, переживших свои взлёты и падения. По композиции мои лекции похожи на романы (или, если хотите, сериалы) с несколькими пересекающимися сюжетными линиями, историями любви и дружбы или, наоборот, конфликтов, забавными ситуациями, загадками и неожиданными поворотами сюжета.

В этом курсе важную роль играют не только персонажи и события, но и исторический фон. Так что вы услышите и рассуждения о значении термина «модернизм», и о политическом контексте, и экскурсы в смежные темы. И конечно, будет много слайдов — для меня они очень важны, потому что я воспринимаю мир в первую очередь глазами. В последние несколько лет появилось много новых источников фотоматериалов по моим темам — сайты фондов и музеев с оцифрованный коллекциями, электронные архивы аукционов. Теперь у меня много редких фотографий. Обидно, что мои студенты в университете их не видели! А вы увидите.
В 20-е и 30-е годы XX века европейские художники и архитекторы-модернисты, отвергнув весь опыт прошлого, решили проектировать повседневные вещи по-новому. Новыми были и композиционные приёмы, и материалы, и технологии производства: вещи стали делать на заводах, с помощью машин. Принципы, выработанные в то время, остаются методической основой дизайна до сих пор. Наследие русских конструктивистов, группы «Де Стейл», Баухауза, Алвара Аалто одинаково важно и для модернистов 1950— 60-х годов, и для постмодернистов 80-х, и для современных дизайнеров. Из исторических выставок, которые проходят в музеях дизайна по всему миру, каждая вторая посвящена этому двадцатилетию. Пожалуй, из всех периодов истории дизайна ни один не важен так, как этот.
Программа
Вы можете купить как отдельные лекции, так и курс целиком. Я рекомендую второе: многие истории в отдельных лекциях образуют сквозной сюжет.
Лекция 1. Де Стейл.
Появление группы и журнала «Де Стейл». Основные художники группы. Теория и метод неопластицизма. Главные архитектурные проекты группы «Де Стейл», предметный дизайн художников и архитекторов, которы в неё входили. Особенности мебели Геррита Ритвельда. Отношение дизайнеров группы с торговыми сетями и производителями.
Лекция 2. Супрематизм и конструктивизм.
Основные этапы истории супрематизма: общество «Супремус», УНОВИС, период, когда Казимир Малевич руководил ГИНХУКом. Планиты и архитектоны. Сотрудничество супрематистов с Петроградским фарфоровым заводом. Супрематический выставочный дизайн. Конструктивисты в ИНХУКе и теория производственного искусства. Сценические установки и текстиль конструктивистов. Выставочный дизайн Эль Лисицкого.
Лекция 3. ВХУТЕМАС.
Московский ВХУТЕМАС как школа производственного искусства. Структура обучения в нём, особенности его пропедевтического курса. Борьба преподавателей-«чистовиков» с «производственниками». Основные преподаватели дерметфака, главные проекты этого факультета и его самые известные выпускники.
Лекция 4. Баухауз. Часть 1.
История появления Баухауза. Структура обучения. Йоханнес Иттен и «романтический период» Баухауза. Смена курса благодаря влиянию неопластицизма и конструктивизма. Отчётная выставка Баухауза 1923 года. Главные проекты Баухауза 1923-25 гг. Влияние гештальт-теории на Баухауз.
Лекция 5. Баухауз. Часть 2.
Раскол Баухауза и переезд части преподавателей в Дессау. Архитектурный комплекс Баухауза Дессау и его интерьеры. Технология изготовления мебели из гнутых трубок. Модернистские проекты мебели на выставке Веркбунда 1928 г., в посёлке Вайсенхоф. Изобретение консольного стула. Смены директоров и кризис Баухауза. Основные выпускники школы и её влияние на дизайн США и послевоенной Европы.
Лекция 6. Дизайн Франции.
Салоны художников-декораторов и первые французские дизайнеры-модернисты. Дизайн в архитектурном бюро Ле Корбюзье. Шарлотта Перриан, Эйлин Грей и феминистская ревизия истории дизайна. Союз современных художников (UAM) и его основные участники-дизайнеры.
Лекция 7. Органический модернизм.
Гнутая фанера: происхождение технологии, её связь с технологий производства мебели из гнутых трубок. Интерьеры и мебель Алвара Аалто. История фирмы Artek. Мебель из ламинированной древесины в Швеции. Дизайнеры Баухауза в Великобритании и их проекты для фирмы Isokon. Общая характеристика дизайна органического модернизма.
Курс "Модернистский дизайн 1920-х — 1930-х годов".
18000
р.
Курс из 7 лекций + доп. материалы и тест по каждой лекции. Доступ бессрочный.
Made on
Tilda