Мои проекты

Помимо научной работы и преподавания в моей жизни были и временные проекты — интересные затеи, результатами которых я горжусь. Каждая из них дала мне возможность поработать с талантливыми людьми и по-новому взглянуть на свою профессию.
Выставка "DAM дизайн" во Всероссийском музее декоративного искусства, 2022 г.
В начале 2022 года я работал в Музее декоративного искусства, где пытался собрать коллекцию дизайна, не тратя бюджетных денег: такой была политика музея. С этой целью мы организовали закрытую вечеринку для друзей музея и потенциальных меценатов. Она сопровождалась однодневной выставкой предметов дизайна, недавно подаренных музею, а также предметов, которые прямо там (как мы шутили, не отходя от барной стойки) можно было приобрести для музейного фонда. Мероприятие задумала Марина Федоровская. Экспозиция, спроектированная стилистом Натальей Обуховой, была нарочно сделана такой, чтобы на её фоне хотелось делать селфи. Я отбирал предметы, которые хотел получить в коллекцию музея, и договаривался с дизайнерами, галереями и торговцами винтажной мебелью, чтобы они предоставили их для выставки. Кроме того, в экспозицию вошли три светильника из числа моих собственных вещей, переданные затем в музей.
Съёмка для "Амурских волн", 2021 г.

Летом 2021 года компания "Амурские волны" и киностудия Горького снимали первые выпуски документального сериала "Советский дизайн". Это короткие ролики для ютюба, но делали их как настоящие фильмы: в большой студии, с реквизитом, гримом, репетицией интервью и дублями. Один из первых выпусков назывался "Стенка Случевского", и я, написавший только что диссертацию о советской мебели, был его основным спикером. Стул, на котором я сижу во время интервью, имеет самое непосредственное отношение к теме ролика: его спроектировали дизайнеры А. Белорусский и Ю. Случевский в 1958 году. Однажды в поле моего зрения попала большая партия этих стульев, и один из них я пристроил в Московский музей дизайна, а другой — в Всероссийский музей декоративного искусства. На видео — третий экземпляр, он принадлежит мне. Жаль, что я не появился в другом выпуске сериала, посвящённом неваляшке. Когда его делали, я ничего не мог рассказать об этой игрушке. А когда я узнал, кто её автор, было поздно: съёмки уже прошли.

Выставка "Собирая город" в Музее Москвы, 2019 г.
"Собирая город" — выставка о восьми московских коллекционерах, проходившая в Музее Москвы осенью 2019 года. Её куратор — Евгения Кикодзе, а первоначальный замысел, говорят, принадлежал директору музея Алине Сапрыкиной. Каждому коллекционеру выделили секцию в общем зале, и для каждой секции архитекторы выставки придумали особый экспозиционный приём. В моём боксе было несколько предметов мебели из соцстран, приобретённых мной в разное время: они образовывали идеальную, в моём понимании, жилую капсулу, уединённый приют историка дизайна. Частью экспозиции был мой монолог, записанный на видео, так что, когда мы с семьёй пришли смотреть выставку, сотрудники музея меня узнали. Было приятно.
Книга "Советская модернистская мебель", 2018 г.
Эта книга — наша совместная работа с графическим дизайнером Софьей Жернаковой. Для меня это было задание, которое я выполнял на первом курсе аспирантуры, а для Софьи — дипломная работа в магистратуре ВШЭ, где она училась у Евгения Корнеева. Я отвечал за содержание книги, Софья - за форму. Жюри Школы дизайна проставило высшую оценку за эту работу. За исключением нескольких статей, дословно перепечатанных из советских журналов, весь текст книги — оригинальный. Он лег в основу моей диссертации. Книга — мок-ап, напечатанный в нескольких экземплярах. Чтобы превратить её в тиражное издание, нужно ещё много потрудиться. Я не теряю надежды когда-нибудь это сделать.
Видеокурсы в НИУ ВШЭ, 2016-2018 гг.
Я участвовал в подготовке двух лекционных курсов, записанных в студии ВШЭ и выложенных на платформу "Открытое образование": "Введение в историю искусства" и "История дизайна". Руководитель этого проекта — Александра Першеева, заведующая кафедрой истории искусства в Школе дизайна ВШЭ. Она, кроме того, — основной лектор курса "Введение в историю искусства", где я прочитал только блок по истории архитектуры. А в курсе по истории дизайна, наоборот, — я читал основную часть, а Александра была у меня "на разогреве". Мы с Александрой гордимся тем, что "Введение в историю искусства" — самый популярный из всех видеокурсов ВШЭ.
Выставка "Морфология советской квартиры", 2011 г.
Эта выставка — расширенная версия публикации "Б/у жилой фонд" в осеннем номере русского журнала INTERNI за 2010 год. Над проектом я работал совместно с журналистками Юлией Богатко и Марией Фадеевой: мы организовали съёмки нескольких старых московских квартир и взяли интервью у их хозяев. Когда в 2010 году журнал закрылся, материал оказался в моём полном распоряжении. Я продолжил работу над ним: организовал съёмку ещё двух квартир и собрал предметы мебели 1960-х — 1970-х годов, которые купил по объявлениям. Так получилась выставка "Морфология советской квартиры", прошедшая в одном из залов ЦДХ в рамках фестиваля "Арх-Москва". Автор фотографий — Алексей Народицкий, автор графического оформления выставки — Антон Алейников. Некоторые предметы мебели, собранные для "Морфологии советской квартиры", позже приобрёл коллекционер Василий Бычков, а некоторые другие стали обстановкой моей квартиры.
Лекции в Культурном центре "Гараж", 2011 г.
Я дебютировал в роли публичного лектора осенью 2011 года, когда "Гараж" ещё не назывался музеем и действительно находился в гараже (в Бахметьевском, известной постройке Константина Мельникова), с курсом лекций о дизайне под претенциозным названием "От Макинтоша до Apple". Я попал в поле зрения "Гаража" благодаря его сотруднице Анастасии Митюшиной, с которой мы были знакомы ещё со студенчества. Первый опыт был не во всём удачен, зато полезен.
"Гараж" выложил запись этих лекций в YouTube, где я до сих пор отслеживаю комментарии под каждым роликом. Часто комментаторы ко мне беспощадны, и это хорошо. Нет ничего лучше для специалиста, чем оказаться под огнём критики — это способствует профессиональному росту. Меня она научила следить за темпом речи, дикцией, чувствовать настроение аудитории — раньше я не считал это важным.

Брошюра "Ревю 10-10", 2010 г.
Тонкая брошюра, приложение к одному из номеров журнала INTERNI — моя первая и пока единственная настоящая книга. Её замысел принадлежит Олегу Дьяченко, главному редактору журнала; автор названия, логотипа и единственный дизайнер брошюры — арт-директор INTERNI Дима Барбанель, иллюстрации собрала Юлия Куранова, а я — редактор книжки и автор всех текстов в ней. Обложку нарисовала Анна Эмилия Лантинен, финская художница. Идея была такая: сделать альбом с короткими текстами о важнейших архитекторах, дизайнерах, постройках и предметах десяти десятилетий, с 1910 по 2010 год. Я должен был решить, о ком и о чём будет написано в брошюре, и затем заказать тексты авторам. Но так как речь шла о множестве маленьких текстов, а авторы редко соблюдают дедлайны, я сообразил, что проще всё написать самому, и сделал эту работу удивительно легко и быстро, всего за месяц. Благодаря этой брошюре мои знания об истории дизайна, до тех пор отрывочные, сложились в последовательную систему. Я быстро переделал её в спецкурс в МПГУ, где тогда преподавал, а на его основе разработал затем несколько других лекционных курсов, с каждым разом всё более обширных. Для Димы Барбанеля этот проект тоже был важен: он до сих пор выпускает серию книг под общим названием "Ревю".
Made on
Tilda