Стул Superleggera Джо Понти

Стул модели 699, или Superleggera (суперлёгкий) — самый известный предмет из всего огромного наследия Джо Понти. Экземпляры этой модели хранятся в важнейших мировых коллекциях дизайна: в музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее Купер-Хьюитт в Нью-Йорке, MAAS в Сиднее, музее Триеннале в Милане. Рассказываю его историю.
Этот стул известен, прежде всего, своей рекордной лёгкостью. Он весит 1,7 кг и при этом достаточно прочен, чтобы выдерживать вес взрослого человека. Во-вторых, начало его производства — важный этап становления мебельной индустрии в Италии.

До середины XX века мебель редко делали на фабриках, чаще в ремесленных мастерских. И даже на фабриках была велика роль ручного труда. По-настоящему механизированным производство мебели становится только в 50-е, а во многих странах даже в 60-е годы. В США, конечно, раньше. А в Италии, чьё экономическое развитие затормозила катастрофа Второй мировой войны, значительно позже.

Superleggera, так сказать, двумя ножками стоит в индустриальной эпохе, а двумя другими — ещё в ремесленной. Её каркас, состоящих из нескольких простых унифицированных деталей, изготавливали и собирали на фабрике Cassina в Меде, пригороде Милана, а плетёные сиденья делали вручную в городке Кьявари на берегу Лигурийского моря. Фабричное (пусть даже и наполовину) производство позволило снизить себестоимость стульев. Из-за этого они были доступны многим покупателям, и фабрика могла производить их большими партиями.
Кьявари. italian-riviera.com.
В Кьявари с начала XIX века выпускали стулья особого типа, так называемые «стулья Кьявари» или «кьяварины». Этот тип изобрёл местный столяр Джузеппе Гаэтано Дескальци (1767 — 1855) в 1807 году, взяв за основу какой-то французский стул, который маркиз Стефано Риварола, покровитель мастера, привёз из Парижа. Кьяварину производили в разных мастерских города (некоторые из них существуют и сейчас). Опираясь на старые технологии, дизайнеры XX века (в частности, Паоло Буффа) изобретали новые разновидности кьяварского стула.
В 1949 г. собственную версию кьяварины спроектировал Джо Понти. Через три года на её основе он разработал модель 676, или Leggera, с переломом спинки на уровне поясницы, более-менее в соответствии с рекомендациями шведского ортопеда Акерболома. Возможно, это первый стул с линией Акерблома за пределами Скандинавии.
Superleggera, спроектированная в 1957-м, — новая, уже третья модификация. От предыдущей модели она отличается, в сущности, только одним: основные детали каркаса не круглые, а треугольные в сечении. Лишняя масса словно срезана с них. Из-за этого стул стал намного легче, не потеряв в прочности. Кроме того, он и выглядит по-другому — суше, острее, он как будто кристаллический. Когда Джо Понти называл его «просто стулом, без прилагательных», думаю, он лукавил. Дело не только в том, что именно прилагательное стало общеизвестным прозвищем 699-й модели. У неё запоминающийся облик, в котором очень заметен почерк автора.

Джо Понти всегда любил ломаные линии и грани. Но в этот раз, как никогда ни до, ни после, его пристрастие пошло на пользу делу: оно помогло спроектировать конструкцию, беспрецедентную по соотношению массы и прочности. Маленький каркас этого стула — большой инженерный шедевр.

Эта статья была впервые опубликована в 2019 году на сайте галереи Алины Пинской. Стулья на первом фото — из коллекции этой галереи.
Made on
Tilda