Галерея Стефа Симона

То, что мы называем дизайном, во Франции середины XX века называли искусством. Промышленное производство предметов интерьера тогда было слабо развито в этой стране, зато было много мастеров с золотыми руками, которые по заказу художников декоративного искусства (artistes decorateurs) делали небольшие партии предметов для ежегодных больших выставок и галерей, как мы сказали бы сейчас, коллекционного дизайна. Одна из них — парижская галерея Стефа Симона.
Стеф Симон (1902 – 1982) — инженер по образованию. В послевоенные годы он был коммерческим агентом Aluminium français. В 1949 г. эта компания приобрела долю в ателье Жана Пруве, и Стеф Симон стал эксклюзивным торговым представителем Пруве.

Однажды Стеф Симон попытался задержать вооружённого грабителя, был ранен и получил вознаграждение за свой подвиг. Эти деньги стали стартовым капиталом галереи, которая открылась в 1956 году в Париже на бульваре Сен-Жермен, 145. На открытии были Брижит Бардо, Роже Вадим и другие знаменитости.
Стеф Симон учредил при галерее конструкторское бюро, которое возглавили Шарлотта Перриан и Жан Пруве. Они подписали с Симоном контракт, по которому каждый обязывался проектировать ежегодно десять новых стандартных моделей и, кроме того, адаптировать их под нужды заказчика. Судя по всему, адаптировать приходилось часто: многие предметы, изданные галереей Стефа Симона, не совпадают по размерам с чертежами, которые публиковались в её каталогах. Взамен дизайнеры получили право влиять на политику галереи: прежде чем предложить сотрудничество новому автору, Стеф Симон должен был согласовать его кандидатуру с Перриан и Пруве.
В числе тех, кто прошёл их отбор, были: Жорж Жув, Серж Кетофф, известный проектировщик светильников Серж Муй и старый японский знакомый Шарлотты Перриан Сори Янаги. В галерее выставлялись вазы Жана Люса и ковры Симоны Пруве, дочери Жана Пруве. В 1963 году галерея заключила контракт с Исаму Ногучи, по которому получило эксклюзивное право продавать его бумажные светильники «Акари» (как я понимаю, это право распространялось только на территорию Франции). Галерея сотрудничала также с фабриками Tecno (владелец и основной дизайнер Освальдо Борсани), Danese и Braun.
Стеф Симон обеспечивал дизайнерам сбыт, содержал проектное бюро, но, насколько известно, не имел собственного производства. Серж Муй и Жан Пруве выпускали предметы для галереи в собственных мастерских. Деревянные части мебели Шарлоты Перриан делал мастер Андре Шатай (André Chetaille), а металлические изготавливались в ателье Жана Пруве.
В 1974 году, во время большого экономического кризиса, Стеф Симон продал галерею своему сотруднику Анри Маше. Тот закрыл её. В 2007 г. Франсуа Лаффанур выкупил у Анри Маше архив галереи Стефа Симона и организовал в своей галерее Downtown выставку этого архива.

Для Пруве и Перриан в 60-е годы галерея Стефа Симона была важным и даже, вероятно, главным источником заказов. Она появилась в их судьбе крайне вовремя. В годы послевоенного восстановления Франции основными заказчиками этих дизайнеров были общественные и государственные организации. Они проектировали мебель для библиотек, муниципальных учреждений, студенческих общежитий.

В 60-е годы, когда появилось много мебели массового фабричного производства, они потеряли этот рынок. Их новыми заказчиками стали люди, для которых была очевидна именно художественная ценность предметов, спроектированных пионерами французского модернизма. Стеф Симон надолго обеспечил им связь с заказчиками и надёжную поддержку. Однако, экономический кризис 1973-74 годов, очень болезненный для Западной Европы (в то время много хороших предприятий закрылось) его галерея не пережила.

P. S. Этот текст был впервые опубликован на сайте галереи Алины Пинской.
Made on
Tilda