История советского кресла-трансформера

Это кресло спроектировала Лигия Стапулёнене, литовский дизайнер, в 1958 году. По-моему, оно отличное: шарнирное соединение спинки с сиденьем (угол между ними можно менять), смелый разлёт ножек. Один счастливый обладатель такого кресла попросил меня рассказать, что я знаю о нём. А я о нём много знаю, впору статью писать! Вот и написал.
Экземпляр, который вы видите на фото, — из числа экспонатов выставки «Архитекторы повседневности» в вильнюсском Музее часов (2023). В материалах выставки сообщается, что кресло спроектировано в 1959 году, автор модели — Лигия-Мария Кослаускайте-Стапулёнене (Lygija Marija Koslauskaitė-Stapulionienė), номер проекта — 154. На сайте Фонда дизайна кресло датируется 1959 — 1960 гг. А я считаю, что оно 1958 года. Разница невелика, но мне важно объяснить, почему я не согласен с уважаемыми иностранными организациями.
Лигия-Мария Кослаускайте-Стапулёнене. © Asmeninio archyvo nuotrauka.
Лигия Стапулёнене (р. 1928) — одна из самых известных мебельных дизайнеров Литвы. В 1954 году она окончила Политехнический институт в Каунасе и вскоре поступила на работу в ведомство, которое на протяжении своей долгой истории несколько раз меняло название. Чтобы не путаться, я его всегда называю одинаково: Экспериментальное конструкторское бюро по мебели. Оно было основано в конце 50-х годов при Литовском совнархозе, а позже, в 60-е, перешло в подчинение республиканского министерства деревообрабатывающей промышленности. Практически вся мебель, которую выпускали литовские фабрики в 60-е — 80-е годы, спроектирована в этом бюро. Лигия Стапулёнене работала в нём всё это время. Кроме серийной мебели, она проектировала уникальные ансамбли для пансионатов, ресторанов, Вильнюсского университета, музея Чюрлёниса в Каунасе (1974) и двух кабинетов в Кремле (1988). Вот небольшая биографическая справка о ней.
Это фото опубликовано в книге Lietuviškų baldų dizaino kūrėjai (2013), самом полном издании о советской литовской мебели, которую готовили к публикации бывшие сотрудники Экспериментального конструкторского бюро, на с. 49. На нём — какая-то выставка с мебелью Стапулёнене, среди которой можно заметить и кресло 154. Фото сделано в 1959 — 1960 году. Стулья из гнутой фанеры с этой выставки (проект 167) опубликованы в третьем сборнике «Мебель. Технические характеристики» (Вильнюс, 1964) и на с. 193 датированы 1959 годом. В том же сборнике опубликовано и 154-е кресло, но, кажется, без даты. Опираясь либо на эти источники, либо на другие, неизвестные мне, литовские коллеги датировали кресло так, как датировали. На сайте Фонда дизайна, кроме того, опубликованы его фотографии на литовских выставках 1960-х годов.
А я видел его на фотографиях московских выставок, вот каких. В 1958 году прошёл всесоюзный конкурс на лучшую мебель для малометражных квартир. Мебель, которую прислали на конкурс, выставили в 1959 году в 11-м квартале Новых Черёмушек. Это была важная выставка: её обзоры публиковались в журналах «Архитектура СССР» и «Декоративное искусство СССР», реклама — в «Огоньке», её посетил Хрущёв. Если вам интересно узнать подробности, у меня есть целая статья о ней . Мебель на ней показывали так называемыми «наборами», каждый из которых представлял собой обстановку целой квартиры. В основном выставка и проходила в квартирах в только что построенном и пока не заселённом доме.

Кресла 154 и стулья 167 демонстрировали там в двух наборах литовского ЭКБ — К58-113 и К58-114. Они не были отмечены премиями конкурса, но жюри рекомендовало их к промышленному освоению. Дв года спустя, в 1961 году, набор К58-114 вновь показали в Москве на знаменитой выставке «Искусство — в быт». На фотографиях с неё вновь хорошо видны и стулья, и кресло.
Из новости о новочерёмушкинской выставке, опубликованной в февральском номере журнала «Деревообрабатывающая промышленность» за 1959 г., я узнал точную дату её открытия — 15 января 1959 года. Значит, к этой дате все экспонаты уже были готовы. Вряд ли литовскую мебель успели спроектировать, изготовить и привезти в Москву в первые две недели 1959 года. Скорее всего, управились до праздников.

Очень может быть, что в Новых Черёмушках показывали прототипы, от которых серийная продукция отличается. Это объясняет расхождения в датировках. Да, возможно, в окончательном виде, в «рабочке», стулья и кресло спроектировали в 59-м, но это была уже редактура, шлифовка. В целом проект был готов к московской выставке.

Организаторы конкурса 1958 года предполагали, что мебель, которая на нём получила рекомендацию к промышленному освоению, будут выпускать не только в тех совнархозах, где её спроектировали, а во всей стране. И я знаю, что фабрики из частей Советского Союза вели переговоры с проектировщиками из других его частей. Вероятно, отзвук этих переговоров — публикация в альманахе «Новые товары» (1959, №4), обещающая, что ленинградские предприятия вскоре начнут выпускать это или очень похожее кресло. Думаю, что не начали, иначе бы за несколько лет систематического мониторинга петербургского авито хотя бы один экземпляр попался бы мне на глаза.
Институт «Укргипромебель» поступил иначе: он скопировал проект. Кресло, почти неотличимое от вильнюсского, опубликовано в альбоме «Мебель для квартир односемейного заселения» (1962) как разработка института этого института. В УССР, в отличие от Ленинграда, дело дошло до серийного производства. Пять лет назад в руки киевского столяра Николая Степанца попал экземпляр, которому (видимо, уже по инициативе технологов фабрики) добавили перевязку ножек. Николай выпустил в своей мастерской серию новых кресел по его образцу. Думаю, что их у него можно купить или заказать. Но я как любитель старины и почитатель авторского права советовал бы всё-таки покупать 154-е кресло, изготовленное в советское время в Литве. Их сравнительно много осталось, и у литовских торговцев винтажной мебелью Antiqbaldai и Mid Century Modern Pickers Vilnius они периодически появляются в продаже.
Made on
Tilda