Альфред Рот, настоящий автор
кровати Ле Корбюзье

Как известно, к проектированию так называемой «мебели Ле Корбюзье» сам Ле Корбюзье не то чтобы совсем непричастен, но основную работу делала Шарлотта Перриан. Был в этом бюро и другой дизайнер мебели, о котором вспоминают реже — Альфред Рот. Вот его история.
В 1927 году в Штутгарте к выставке Немецкого Веркбунда был построен посёлок Вайсенхоф. В нём архитекторы из разных стран, приглашённые куратором проекта Мисом ван дер Роэ, построили по одному-два дома. Парижское бюро Ле Корбюзье и Пьера Жаннере построило два. Эти два здания сохранились. Их обстановка уже к 1950-м годам была полностью утрачена; но в доме, состоящем из двух автономных ячеек (номер 14 и 15), в одной из двух его половин, обстановку восстановили по чертежам и фотографиям. В 2006 г., после реставрации, этот интерьер открылся для посетителей.
Я долго не мог узнать, откуда там взялись кровати из гнутых трубок. А потом нашёл ответ в канале «Баугауз» Дарьи Сорокиной. За строительством двух домов в Вайсенхофе следил Альфред Рот, сотрудник бюро Ле Корбюзье и Жаннере (сами они были в это время в Париже). Вот какие подробности о его работе сообщает Дарья : «В Штутгарте Рот документировал процесс строительства, разрабатывал чертежи системы отопления и электроснабжения, проектировал различные детали и, наконец, сделал публикацию об этих домах. Все указания поступали по переписке, порой в последний момент, что доводило юношу до отчаяния. Например, обещанные Корбом проекты мебели так и не пришли, в итоге Рот сам все скомпоновал по выпускам "Эспри Нуво" и даже спроектировал встраиваемую кровать». Об этих трудностях Альфред Рот вспоминал, в частности, в интервью журналу Domus 1983 года (636 выпуск). В этом интервью он, кроме того, жаловался, что кровать, которую он спроектировал, долго считалась работой Ле Корбюзье.

Легко воспринять эту историю как очередной сеанс с разоблачением: мол, Ле Корбюзье, такой-сякой, опять выехал на горбу молодого неизвестного коллеги и все его заслуги приписал себе! На самом деле я не хочу делать такой вывод. Архитектурный труд — всегда коллективный, структура авторства большого архитектурного проекта — всегда сложная. Широкая публика склонна эти тонкости игнорировать. В том, что всё, к чему прикоснулась рука Ле Корбюзье, современники воспринимали как единоличное творение его гения, пожалуй, виноваты скорее современники, чем он.
Альфред Рот — швейцарец и архитектурное образование получил в Швейцарии. Парижское бюро Ле Корбюзье и Пьера Жаннере было его первым местом работы. Работал от там недолго, с 1926 по 1928 год. Затем, до 1930 года, Рот жил в Швеции, в Гётеборге, где у него было совместное бюро с Ингрид Вальгрен, а потом вернулся в родную Швейцарию, где принял участие в строительстве посёлка Нойбюль Швейцарского Веркбунда — образцового модернистского «зидлунга», подобного Вайсенхофу. В 1932 г. Альфред Рот с братом Эмилем открыли архитектурное бюро в Цюрихе. Первая известная постройка этого бюро — усадьба Зигфрида и Каролы Гидион в Дольдертале. Роты проектировали её вместе с Марселем Бройером.

Зигфрид Гидион — один из основателей торговой марки Wohnbedarf. В её магазинах продавались мебель и светильники, спроектированные ведущими европейскими архитекторами-модернистами — тем же Бройером, Аалто, Ле Корбюзье (точнее, бюро Ле Корбюзье). Гидион, учредитель Международных конгрессов современной архитектуры, всех этих людей хорошо знал. Производили мебель для Wohnbedarf в основном швейцарские фабрики, в частности, Embru. Именно эта фабрика запустила в серийное производство металлическую кровать, спроектированные Ротом для Вайсенхофа, и несколько её модификаций. Сейчас кровать Рота считается классикой швейцарского дизайна и много где встречается в этой стране — в реконструированных интерьерах Нойбюля, в гостинице «Монте Верита» в Асконе — раннем модернистском здании, обставленном в начале XXI в. переизданиями мебели 20-х годов.

Эта кровать и несколько предметов, спроектированных для выставки Швейцарского Веркбунда в Нойбюле (один из них, сервировочный столик, сейчас выпускает MisuraEmme) — единственные работы Рота-дизайнера. Чаще он проектировал здания. Альфред Рот был специалистом по детским садам и школам, написал книгу о них, построил несколько школ в Швейцарии и ещё одну в Югославии, в Скопье. Были у него и жилые дома, и даже торговый комплекс в Люцерне, построенный в 60-е годы. Это их совместный проект с Алваром Аалто: Рот проектировал ТЦ, а Аалто — жилую высотку рядом. В доме у самого Рота, кстати, было много мебели Алвара Аалто (в Швейцарии она продавалась под той же маркой Wohnbedarf). А ещё Альфред Рот любил живопись Пита Мондриана, с которым был хорошо знаком. Кстати, он и сам живописью занимался, был художником конкретного искусства.
Made on
Tilda