Стулья из дворца
Эта запись — вторая часть диптиха. Первая — предыдущая запись в этом блоге, биография Елены Бочаровой. Там я рассказал кое-что из того, что знаю, а здесь я немного рассказываю, как это узнавал.
Солнечным летом 2012 года я пришёл в бухгалтерию Большой Российской Энциклопедии за символическим гонораром. Редакция находилась в старом здании с запутанной планировкой, а бухгалтерия — в самом укромном месте этого здания. Если бы Нина Фролова (кстати, она-то мне и заказала статьи для энциклопедии) не довела меня до нужной двери, я бы эту дверь никогда не нашёл, так что, можно сказать, я обязан Нине своим гонораром дважды. Кабинеты, через которые мы проходили, в основном сохраняли обстановку той эпохи, когда Большая Энциклопедия была ещё Советской, а не Российской. Из того, что я видел в кабинетах, мне особенно приглянулись два стула, обивку которых по характеру орнамента я уверенно датировал 60-ми годами. Мне приглянулись в первую очередь орнаменты, но и форма стульев тоже.
Вот они. Какова обивка со звёздами!
Спустя несколько лет, собирая материалы для диссертации, я обнаружил крупную партию таких же стульев у торговца винтажной мебелью Кирилла Хазановича. С теми, что я видел в редакции БРЭ, они совпадали и формой, и индексом на этикетке (если кому-то интересно, Ж611-145/1-4). Этот индекс я потом нашёл в одном справочнике 1964 года, который читал в зале справочной литературы РГБ (какой оттуда вид!). Путём сложных умозаключений я установил с достаточной степенью вероятности, что Ж611-145/1-4 спроектировала Елена Бочарова, дизайнер Центрального мебельно-конструкторского бюро, не позже 1961 года. Если вам интересны эти умозаключения, отсылаю вас к своей недавней статье, а здесь их пересказывать не буду. Вообще, имя Елены Бочаровой мне постоянно попадалось на глаза, когда я работал над диссертацией; я сразу понял, что это фигура важная. Когда мне пришло в голову, что с ней, может быть, стоит познакомиться, я узнал через знакомых, что она месяц назад умерла. Не повезло.
Вот один из стульев Кирилла.
Недавно целых полгода, с сентября 2021 до апреля 2022-го, я работал во Всероссийском музее декоративного искусства в должности, которая называется «заведующий сектором предметного дизайна» (в государственных учреждениях любят длинные названия). В основном моя работа заключалась в том, что я долго согласовывал с разными подразделениями музея короткий документ под названием (наберите в лёгкие побольше воздуха!) «Научная концепция комплектования фонда предметного дизайна». Однако, посколько я хорошо умею организовывать рабочее время, иногда руки доходили и до самого комплектования. Я нашёл отличный способ это делать, не тратя ни копейки государственных денег: ходить по кабинетам и отнимать мебель у сотрудников музея. Эта мысль впервые пришла мне в голову, когда я увидел в кабинетах выставочного отдела чудесные сервант и комод. Наружный осмотр не выявил этикеток, но путём сложных умозаключений (если интересно, вы можете познакомиться с ними в той же статье) я установил, что на 100% автор этих двух предметов — кто бы вы думали? всё та же Елена Бочарова!
Вот один из этих двух предметов: сервант из набора К61-129, который в 1961 году получил третью премию второго Всесоюзного конкурса на лучшую мебель.
Когда я работал в музее, там шла большая выставка российского дизайна «Вещь», и в музей часто приходила Алёна Сокольникова, её куратор. Заметив, что имя Елены Бочаровой чем-то мне особенно дорого, Алёна дала мне телефон Зои Ваттель, её ближайшей подруги. Я встретился с Зоей Георигиевной, и она мне много о Елене Сергеевне рассказала.
А это комод из того же набора, что и сервант.
А тут ещё Константин Нарвойт, хранитель дерева и кости, ознакомился с моей диссертацией и сообщил, что стулья — те самые стулья, которые я заприметил ещё в БРЭ! — есть в музее, целых двенадцать. Правда, не в фондах, а в кабинетах сотрудников. И Константин Юрьевич со мной, как Великий комбинатор с Кисой, ходил под дворцу (как известно, Музей декоративного искусства находится в старом дворце) и искали эти двенадцать стульев. Они сорок лет служили по назначению и немного обветшали. Осмотрев все экземпляры, мы выбрали два стула, сохранившихся лучше остальных, и отнесли их в фонд.
Стулья из дворца!
Вообще, я могу с гордостью сказать, что за полгода работы в музее не терял времени даром. Я ещё настольную лампу отобрал у директора.
Вот эта лампа. Фабрика Darba Spars (Латвия), 1982 год; а вообще такие лампы как минимум с 1975 года выпускались.
А комод с сервантом не смог отобрать. Они были дороги главе выставочного отдела Алине Сапрыкиной. Теперь она директор Сергиево-Посадского музея. Надеюсь, Алина не настолько была привязана к этим вещам, чтобы взять их с собой в Сергиев Посад, они остались в Москве, и моя преемница Вера Савельева, наконец, оформит их в фонд. Вообще, выставку бы сделать: сервант, комод, 12 стульев, статуэтки, которые Елена Сергеевна своими руками слепила (у Зои Георгиевны есть, она будет рада предоставить), фото со старых мебельных выставок… эх, хорошая выставка получилась бы.
Made on
Tilda