Махараджа и модернизм

История Маник Бага — модернистского княжеского дворца в Центральной Индии — хорошо известна. Тем не менее, я захотел собрать воедино все сведения об этом здании (кстати, довольно скудные), его хозяевах, предметах, которые его наполняли (а их было много, и это вещи очень известных авторов — в основном французских дизайнеров-модернистов 30-х годов), и, главное, все доступные фото, чтобы с максимальной полнотой представить себе блеск этого утраченного интерьера. Вот его история.
Яшвант Рао Холкар II (1908 — 1961), махараджа индийского княжества Индор, учился в Англии. В 1926 году, в 18 лет, он унаследовал отцовский престол, после чего передал власть регентскому совету и вернулся в Англию, чтобы продолжить обучение в колледже Крайст-чёрч в Оксфорде. Его оксфордский наставник, доктор Марсель Харди, в 1927 или 1928 году познакомил принца с немецким архитектором Экхартом Мутезиусом, сыном знаменитого Германа Мутезиуса, и писателем и знатоком искусства Анри-Пьером Роше. Вчетвером они путешествовали в по Англии, Германии и Франции, посещая выставки, галереи и мастерские художников. Молодого махараджу часто сопровождала в поездках его жена, махарани Саньогита Баи Деви (1914 — 1937). Она была за ним замужем с десяти лет. Один из многих художников, с которым они тогда свели знакомство, — Ман Рэй. На его снимках счастливой молодой пары, сделанных в 1927 году, махарани 12 или 13 лет. В 1930-м, получив полную власть над Индором, Яшвант Рао Холкар II первым делом сформировал кабинет министров, что позволило ему и дальше, препоручая страну компетентным помощникам, часто и надолго уезжать в любимую Европу.
В 1929-м он побывал в гостях у легендарного кутюрье и коллекционера Жака Дусе. Дом Дусе, наполненный современным искусством и модернистскими предметами интерьера, произвёл на махараджу сильное впечатление, и он захотел иметь такой же дом — сокровищницу искусств. Сказано — сделано. Проект он заказал своему другу Экхарту Мутезиусу, и тот спроектировал, а затем, в 1930 — 1932 гг., построил в Индоре дворец. Это именно дворец, он гораздо больше по масштабу, чем европейские модернистские особняки. Название у него подобающее: Маник Баг — сад драгоценностей. По правде говоря, он был перестроен из уже существующего здания, но, глядя на старые фотографии Маник Бага, об этом невозможно догадаться. И в его внешнем облике, и во внутренней обстановке всё было современно, ново: снаружи — белые стены, плоские крыши, ленточные окна; внутри всё из индустриальных материалов: металла, стекла, искусственной кожи. Ни у какого другого индийского раджи не было такого дворца.
Предметы, составившие его обстановку, владелец дворца в основном сам покупал в Париже, на выставках Союза современных художников и на Осенних салонах. Впрочем, много было и заказано: в частности, сервиз Жана Люса и столовое серебро Жана Пюифорка. Кровати для супругов спроектировали Луи Соньо с Шарлоттой Аликс. Некоторые светильники и предметы мебели выполнены по проектам архитектора здания, Экхарта Мутезиуса. Кстати, Мутезиус провёл в Индии все 30-е годы и спроектировал для Яшванта Рао Холкара II, помимо дворца, интерьеры частного поезда, самолёта и походного шатра. С 1936 до 1939 года он был главой градостроительного департамента Индора. В Индии он мог проектировать и строить, не изменяя своим принципам, в то время как на его родине в 30-е годы модернистская архитектура была в опале. В 1939-м война вынудила его вернуться в Германию. Экхарт Мутезиус прожил долгую жизнь, но самым известным его проектом так и остался Маник Баг.
Яшвант Рао Холкар II правил Индором до 1947 года, а затем отказался от наследственных прав в пользу Индийской республики. Некоторое время он руководил штатом, в состав которого вошло его княжество, потом работал в ООН. После того, как его молодая жена умерла от последствий неудачной хирургической операции, махараджа был женат ещё дважды, оба раза на американках. Видимо, по индийским правилам эти браки считаются морганатическими. Его титул унаследовала и до сих пор носит дочь — единственный ребёнок, рождённый в первом браке.

Индорский дворец долго сохранялся нетронутым. На фотографиях около 1970 года его интерьер запечатлён в состоянии, близком к первоначальному. Но после того, как в 1976 году Индия перестала выплачивать содержание княжеским семьям, Холкары были вынуждена продать дворец. В мае 1980 года его обстановку выставили на аукцион в Монте-Карло. С тех пор предметы из Маник Бага в основном принадлежат европейским частным коллекционерам и время от времени появляются на новых аукционах. С 26 сентября 2019 до 12 января 2020 г. в парижском Музее современного искусства проходила большая выставка «Moderne Maharajah, un mécène des années 1930», для которой кураторы смогли собрать больше 300 предметов из обстановки Маник Бага. В сентябре 2023 г. несколько десятков предметов из неё вновь были проданы на Christie’s. Здание дворца всё ещё существует (теперь в нём располагается таможенная служба), но перестроено до неузнаваемости.

Интерьерный ансамбль Маник Бага был, вероятно, самой крупной частной коллекцией французского модернистского дизайна 30-х годов. В те годы французские дизайнеры мечтали поставить производство мебели на индустриальные рельсы, чтобы производить её большими партиями для широких масс. Поэтому они и экспериментировали с металлом и другими промышленными материалами. Но их мебель была сложна в производстве, дорога, большим спросом не пользовалась, и увидеть её можно было главным образом на выставках, где её с энтузиазмом скупали титулованные bright young things со всего мира, чуткие к веяниям моды. Например, стальной шезлонг B306 Ле Корбюзье, Шарлотты Перриан и Пьера Жаннере, чуть ли не самый известный предмет мебельного дизайна XX века, за все 1930-е годы французская фабрика Thonet выпустила в количестве 172 штук — и один из них стояла во дворце махараджи Индора.
А ещё Яшвант Рао Холкар II коллекционировал автомобили. Это его увлечение было типично: у многих махараджей были подобные коллекции; но его была самой большой. В ней было не менее 17 автомобилей. Иногда махараджа Индора покупал их, как и мебель для своего дворца, на выставках. Так, на Лондонской автомобильной выставке 1931 года он приобрёл со стенда автомобиль Delage D8 с кузовом Figoni.

В то время шасси и кузовы автомобилей изготавливали отдельно. В кузовных ателье могли делать как серийные кузовы, так и индивидуальные, по спецзаказу. Яшвант Рао Холкар II покупал машины у разных производителей (хотя особенно любил Bentley, их у него было несколько), а кузовы для них чаще всего заказывал лондонскому ателье J Gurney Nutting & Co, главным дизайнером которого тогда был Альберт Фрэнсис Макнил. Некоторые автомобили махараджи, сменив нескольких владельцев, дожили до наших дней. Один хранится в музее.
Made on
Tilda