Интерьеры Ханзафиртеля

Этот текст был впервые опубликован в 2018 году на сайте галереи Алины Пинской.
Урбанисты знают: хорошо, когда в городе есть здание-аттракцион (iconic building), но ещё лучше, если их целый квартал. Новые районы в европейских городах (Хафенсити в Гамбурге, Конфлюанс в Лионе) строятся как коллекции архитектурных шедевров: заказчики приглашают архитекторов-звёзд из разных стран и дают каждому участок.

Подобные архитектурные коллекции создавались и в XX веке: кампусы американских вузов (особенно MIT), олимпийские комплексы, выставочные городки. Самая известная из них — Вайсенхоф в Штутгарте, квартал из маленьких, в основном на одну семью, домов (1927). Его строительство — поворотный пункт в истории архитектуры: модернизм в архитектуре впервые заявил о себе как о значимом международном движении, а центром этого движения стали считать Германию.
Крупнейший из «архитектурных парков» XX века — район Ханзафиртель в Берлине. Историческая застройка этого района во время Второй мировой войны была уничтожена бомбардировками. К 1957 году его очистили от руин и на освободившемся пространстве начали строить городок из примерно 40 зданий. Кроме многоквартирных жилых домов, там есть одноэтажные бунгало, две церкви, районная библиотека, здание художественной академии и выставочный павильон, где сейчас находится «Бургер-Кинг». В 1957 году в Ханзафиртеле прошла международная строительная выставка (Интербау), и строящиеся здания были её экспонатами. К той же выставке было приурочено строительство большого Зала Конгрессов (архитектор Хью Стаббинс) и «жилой единицы» Ле Корбюзье — зданий настолько больших, что в Ханзафиртеле они не помещались, и для них были выбраны другие площадки.
Почти все ведущие архитекторы западного мира (в частности, Вальтер Гропиус, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, Кай Фискер, Арне Якобсен) и почти все важные западногерманские (в первую очередь Эгон Айерман и Зеп Руф) участвовали в строительстве Ханзафиртеля. Звали и Миса ван дер Роэ, но он не принял приглашения. Все эти дома сохранились и представляют собой как бы постоянно действующую выставку модернистской архитектуры середины XX века, единственную в мире такого масштаба.
Кроме того, в скверах Ханзафиртеля много хорошей скульптуры, как фигуративной, так и абстрактной, а на стене павильона метро — панно Фрица Винтера.
Законодателем архитектурной моды (да и вообще всякой моды) в 50-е годы были Соединённые Штаты. Устроители выставки Интербау вряд ли надеялись, что, построив второй Вайсенхоф, оспорят у Америки эту роль. Странно было бы даже ставить такую цель: Ханзафиртель построен на американские деньги. Задача была в другом: превзойти Восточную Германию. Там в 50-е расцветала архитектура ретроспективного стиля, одобренная кураторами из Москвы. Им-то, соотечественникам из-за демаркационной линии, строители Ханзафиртеля и стремились показать: модернизм — лучше! И у нас он — есть! А у вас — нет.

На современного зрителя модернистские районы производят сильное впечатление своей стилистической однородностью. В них чувствуешь себя путешественником во времени. Особенно приятно, что в Ханзафиртеле сохранилась милая бытовая мелочь рубежа 50-х — 60-х: вывески, мостовые, кое-где в общественных интерьерах — полы и отделка стен, а порой и мебель. Находясь там, с головой ныряешь в прошлое.
Тот же эффект выставки производила и на современников. Только, если мы, входя под кроны разросшихся деревьев Ханзафиртеля, окунаемся в прошлое, современники окунались в будущее. В Западном Берлине было мало такой архитектуры, и нигде не было мест, застроенных ею сплошь. Посетители выставки Интербау видели рорайон-прототип, подобных которому в повседневности пока не было, причём видели его во всей полноте, от панорам улиц до полностью обставленных квартир.

Некоторые архитекторы, принимавшие участие в строительстве Ханзафиртеля — ещё и дизайнеры предметов интерьера, и они не упустили возможность превратить образцовые квартиры в своих домах в персональные выставки собственной мебели и светильников. Выставка была бенефисом Герберта Хирхе, выпускника Баухауза и профессора интерьерной архитектуры Штутгартской академии искусств, который обставил мебелью преимущественно собственного дизайна квартиры по крайней мере в двух домах квартала.
От общественных интерьеров Ханзафиртеля осталось немного, от образцовых квартир не осталось ничего. Но из-за того, что некоторые современные жильцы Ханзафиртеля — любители и знатоки модернистского дизайна (и поэтому осознанно решили поселиться здесь), интерьеры их домов и квартир полны старых вещей и созвучны истории квартала.
Made on
Tilda