Кто дизайнер этого светильника?

Этот текст был впервые опубликован в 2018 году на сайте галереи Алины Пинской. Печатается в новой авторской редакции, с обновлёнными ссылками.

В коллекции галереи Алины Пинской, где я раньше работал, был подвесной светильник датского производителя Louis Poulsen, который раньше называли «флотским» (Søværnspendel). Он спроектирован на рубеже 1940-х — 1950-х и выпускался в двух вариантах, большего и меньшего диаметра. Производила его сначала фабрика Nordisk Solar Compagni, затем (до 1980-х) — Louis Poulsen. Когда в Европе сформировался постоянный спрос на винтажные предметы интерьера, Søværnspendel оказался популярным товаром на этом рынке. Заметив это, Louis Poulsen в 2012 году возобновил его производство (лишь в одном варианте, компактном) под новым названием Doo-Wop.
Флотские светильники. Производитель Louis Poulsen. ©Lauritz.
В том же году Ксения Олафссон, представительница Louis Poulsen в России, вручила мне коробку со свежим Doo-Wop в уплату за лекцию о датском дизайне, которую я прочитал в московском магазине Designboom. Это был щедрый гонорар! Мы с женой повесили светильник на кухне, и так он нам понравился, что потом, когда мы переезжали в другую квартиру, мы взяли Doo-Wop с собой и снова повесили на кухне. Многие, кто был у меня в гостях, могут его вспомнить.
Doo-Wop у меня дома.
Около 2010 года начались (и не утихали несколько лет) споры о том, кто автор этого светильника. Называли три имени. Так как споры шли в малопосещаемых блогах энтузиастов, в комментариях под записями разных лет, на разных языках, разобраться в них нелегко. Но я смог. Я изучил все три версии, рассмотрел аргументы сторон, составил собственное мнение и сейчас вам всё по порядку расскажу.

Дизайнером Søværnspendel часто называют Йорна Утзона (Jørn Utzon) — одного из самых известных архитекторов XX века, автора знаменитого оперного театра в Сиднее. Основание для атрибуции такое: Søværnspendel опубликован в датском журнале Mobilia, в июльском номере 1956 г., на 23-й странице, как проект Утзона.
Йорн Утзон. Здание Оперного театра в Сиднее. Проект 1956 г. Фото: Джек Этли для The Sydney Opera House Trust.
Однако, в следующем номере этого журнала напечатано опровержение. В нём сказано прямым текстом, не допускающим разночтений, что фотография этого светильника попала в публикацию по ошибке, Йорн Утзон его не проектировал. Скриншоты обеих публикаций я видел в публикации 2010 года в блоге vintage-danish-lights, которого больше не существует.

Норвежский историк дизайна Матс Линдер сообщает в своём блоге, в январской публикации 2017 года, что в каталоге Nordisk Solar Compagni (дата неизвестна) Søværnspendel опубликован как модель 74022 без указания автора (при этом несколько других светильников, которые спроектировал Утзон, опубликованы там под его именем), а в каталоге Louis Poulsen 1960 г. — под индексом 16534, также без имени автора.
Флотский светильник в каталоге Louis Poulsen 1960 г. ©Mats Linder.
По свидетельству исчезнувшего блога vintage-danish-lights, в каталоге Louis Poulsen 1967 г. указано, что Søværnspendel спроектирован в строительном департаменте военно-морского флота Дании (Søværnets Bygningsdistrikt). Между прочим, это объясняет его название. Та же проектная организация упомянута на странице Doo-Wop на сайте Louis Poulsen.

Интересные сведения о персональном авторстве светильника можно было найти в комментариях под исчезнувшей записью 2010 года в блоге vintage-danish-lights. Там поспорили два датских знатока дизайна, Харри Мёллер Нильсен и Ханс Якобсен. Первый, не приводя доказательств, заявил, что Søværnspendel спроектирован в строительном департаменте флота в 1947 году, и его автор — сотрудник департамента архитектор Хеннинг Клок (Henning Klok). Второй рассказывал, что видел два чертежа этого светильника на выставке Йорна Утзона, проходившей в августе 2012 года в Ольборге, в центре Йорна Утзона. На одном из них стояла дата — 3 марта 1952 г. Чертежи хранятся в архиве Утзона, что, по замечанию Якобсена, странно, если архитектор не имел отношения к проекту. При этом подписи архитектора на них нет.

Летом 2017 года Матс Линдер сообщил в посте с триумфальным названием «Тайна флотского светильника раскрыта», что узнал имя его автора! Линдер раздобыл каталог Finn Lunde, норвежского импортёра, который сотрудничал, среди прочего, с Nordisk Solar Compagni. Каталог датируется 1965 годом. Лампа, которая кажется автору Søværnspendel, опубликована в нём как модель P.257 дизайнера Тью Кристенсена (Thue Christensen).
Страница из каталога Finn Lunde 1965 г. ©Mats Linder.
А мне кажется, что это другая лампа. Давайте сравним. Размеры компактной версии «флотского светильника» у Nordisk Solar Compagni 285 на 320, у современного издания Louis Poulsen — 280 на 320 см. В обоих случаях высота заметно больше, чем диаметр. P.257, наоборот, в диаметре больше, чем в высоту. Да и контур внешнего плафона прочерчен иначе: радиус меньше, и поверхность более выпуклая. Здесь, по-видимому, мы имеем дело с практикой, которую журналисты называют «рерайт», а недобросовестные студенты — «повысить процент оригинальности». Аутсайдеры интерьерной индустрии в XX веке тоже так делали. Взяв за основу модель, пользующуюся спросом, они немного, лишь чтобы можно было отбиться в суде от обвинений в промышленном воровстве, изменяли в ней некоторые пропорции и детали и затем безнаказанно паразитировали на чужом успехе. Возможно, Мадс Линдер тоже заметил, что светильники не обладают полным сходством. Его блог жив и регулярно обновляется, но поста о раскрытой тайне там больше нет. Хорошо, что я успел стащить оттуда картинку.

Ещё одна исчезнувшая публикация, на которую я мог сослаться в 2018 году, когда готовил первую редакцию этого текста, а теперь уже не могу, — анонимная запись о Søværnspendel на сайте skandinaviskdesign.dk, где светильник традиционно приписывался Йорну Утзону. Курт Кристенсен, знаток и коллекционер скандинавского дизайна, оставил под ней комментарий, в котором вновь утверждал, что автор светильника — Хеннинг Клок, ссылаясь на сведения, полученные от семьи архитектора.
Фото Хеннинга Клока я найти не могу, поэтому покажу здесь его стул с понятным, но неочевидным прозвищем «Контур флажка» (Flagglinestol), спроектированный в 1961 году. Производитель K. Falkenberg. ©Artnet.
Из трёх перечисленных версий наиболее обоснованной мне кажется именно эта. Авторство Йорна Утзона не подтверждается источниками, Тью Кристенсен упомянут единожды как автор читерского спин-оффа, а Хеннинга Клока называют автором «флотского светильника» два независимых друг от друга эксперта. Один из них ещё и с его семьёй знаком. Эта версия, конечно, нуждается в дополнительном подтверждении, зато две другие можно смело отбросить. И так думаю не только я. Галереи и аукционные дома, торгующие винтажными предметами дизайна, сейчас приписывают Søværnspendel Клоку чаще, чем Утзону; а атрибуция, предложенная Линдером, и вовсе не нашла сторонников.
Made on
Tilda