О дизайнере Елене Бочаровой
простым языком

Недавно журнал «Художественная культура» опубликовал мою статью о советском дизайнере Елене Бочаровой. Не могу назвать этот текст своей литературной удачей. Человеку, не занимающемуся наукой, будет тяжело его осилить. Если я заинтересован в том, чтобы имя Бочаровой стало широко известно (а я в этом заинтересован), надо опубликовать другой текст о ней, без историографического обзора, ссылок на источники, и вообще написанный более человеческим языком. Мой блог — самое подходящее для этого место.


Есть и другая причина, по которой я хочу сделать эту публикацию. В журнале не напечатаешь много фотографий. Обычно разрешают дать три-пять иллюстраций, «Художественная культура» — до десяти, но я собрал их гораздо больше. Опубликую их все здесь.

Елена Сергеевна Орлова, в замужестве Бочарова (16 июля 1929 — 28 марта 2018) — московский дизайнер мебели. В конце 1950-х и начале 1960-х ни одна крупная мебельная выставка в Москве не обходилась из её работ. Периодика той эпохи упоминает о ней намного чаще, чем о каком-либо другом советском дизайнере мебели.

Она родилась в Москве, в 1953 г. окончила Строгановское училище по специальности «деревообработка», а в 1955 г. поступила работать в Центральное мебельно-конструкторское бюро (ЦМКБ). Об этом бюро надо сказать особо. В 1958 г. оно вошло в структуру Госстроя и стало главным ведомством страны, отвечающим за дизайн мебели. Бюро было ответственно (вместе с некоторыми другими учреждениями) за проведение всесоюзных мебельных конкурсов 1958 и 1961 гг. (в которых притом само участвовало и побеждало), а затем было преобразовано во всесоюзный институт мебели (ВПКТИМ). Художественный отдел этого бюро во главе с Александром Белорусским поначалу был маленьким, там работало человека четыре. Так называемый «современный стиль», утвердившийся на рубеже 1950-х — 1960-х годов в советской мебели, декоративных искусствах и интерьерах, обязан своим появлением в России, по-видимому, в первую очередь этим людям. И, повторю, Елена Орлова была наиболее заметной из всех.

Первые её работы, известные мне, — набор мебели для трёхкомнатной квартиры, выставленный в 1956 году на всесоюзной мебельной выставке в московском парке Горького. Затем, в 1958 году, Елена Орлова спроектировала набор мебели, показанный на Постоянной строительной выставке в Москве, и систему модульной мебели Н-60, которую показывали на Всемирной выставке в Брюсселе. Я уверен, что работы Орловой были и на первом Всесоюзном мебельном конкурсе (1958) и на его выставке в Новых Черёмушках, но документальных подтверждений этого у меня нет. В 1961 году новые набор её мебели отобрали (хоть и не без замечаний) для эпохальной выставки «Искусство — в быт» в московском Манеже, и ещё два набора участвовали во втором Всесоюзном мебельном конкурсе. Один из них, К61-129, получил на конкурсе премию.
Между 1960 и 1961 годом Елена Орлова вышла замуж и с тех пор носила фамилию Бочарова. Брак был недолгим, муж рано умер от туберкулёза. В этом браке родился единственный ребёнок Елены Сергеевны, Сергей Бочаров.

В ЦМКБ (с 1963 года — ВПКТИМ) Елена Бочарова работала до начала 1970-х годов. В 1970 г. она спроектировала столовый гарнитур БН-088-00 в «национальном» русском стиле, украшенный позолотой и росписью. Этот проект многое определил в её дальнейшей жизни. Может быть, именно благодаря ему Елена Бочарова нашла новую работу в ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий, где она проектировала мебель, также стилизованную под русскую старину, для гостевых домиков Главного туристического комплекса в Суздале. Он полюбила Суздаль, приобрела поблизости деревенский дом и часто приезжала туда из Москвы.
Елена Бочарова. Вид из двора собственного дома под Суздалем. Репродукция из альбома, переданного Зоей Ваттель в ВМДПНИ.
На рубеже 1970-х — 1980-х Елена Бочарова возвращается в ВПКТИМ. Последний её проект, выполненный в Институте мебели, опубликован в 1986 году, когда она была уже в пенсионном возрасте. Выйдя на пенсию, она подолгу жила в своём доме под Суздалем, лепила декоративные скульптуры, немного напоминающие дымковскую игрушку, из местной белой глины. В 2006 году умер сын Елены Сергеевны. В это время она сблизилась с Зоей Ваттель и Дмитрием Фёдоровым, своими младшими коллегами из ВПКТИМ. О многих обстоятельствах её жизни я узнал от Зои Ваттель.
Made on
Tilda